Чаще всего мой первый разговор с новым клиентом выглядит примерно так: «Добрый день. Я бы хотел купить проигрыватель, но, честно говоря, я новичок и ничего в них не понимаю. Посоветуйте мне что-нибудь». И каждый раз я пытаюсь понять: успел ли уже человек побродить по интернету и особенно по специализированным форумам? Успел ли он уже заразиться мыслями о том, что:
-вертушка весит от 20 кг;
-вся автоматика от лукавого;
-из проигрывателей есть только ЕМТ, Thorens, Garrard и Микра, а остальное – стыд, грех и кабуки-саунд;
-картридж должен быть MC и стоить от 1000 баксов;
-для уменьшения вибраций основание под вертушку лучше всего свайное;
-фонопровода сечением менее 10 мм2 – шлак;
-провода в тонарме ТОЛЬКО серебряные и.т.д. и.т.п.
А ведь подавляющему большинству покупателей хочется просто послушать музыку, а не заниматься аудиофилией. Информация на специализированных форумах разумеется есть, но она до крайности набита техническим терминами, неудобоварима и рассчитана уж точно не на новичка.
Давайте попробуем разобраться, а что собственно могут проигрыватели винила и чем друг от друга отличаются. Итак:
ДЕЛЕНИЕ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ОТЛИЧИЯМ
Полностью ручное управление: полное отсутствие какой бы то ни было автоматики. Тонарм руками снимается с парковочной стойки, руками подводится к пластинке, с помощью механического микролифта игла опускается на пластинку. По завершении воспроизведения музыки игла так и останется в выходной канавке пластинки, до тех пор, пока вы вручную не вернете тонарм на парковочную стойку. Вращение опорного диска так же останавливается вручную соответствующим механическим переключателем или кнопкой.
Полуавтоматический проигрыватель: его основной чертой является отсутствие системы перемещения тонарма от парковочной стойки к началу пластинки. Эта функция в полуавтоматах возложена на человека. Зато почти всегда присутствует микролифт с электроприводом и автостоп. Автостоп в полуавтоматах чаще не полный - без возврата тонарма на парковочную стойку. Игла с тонармом поднимается от пластинки и выключается вращение опорного диска. Тонарм на парковочную стойку возвращается вручную.
Автоматический проигрыватель: проигрыватели данной группы после старта сами поднимают тонарм с парковочной стойки, подводят иглу к входной дорожке пластинки, а после завершения воспроизведения музыки срабатывает полный автостоп: происходит подъем иглы, автоматический возврат тонарма на парковочную стойку и остановка вращения опорного диска. Размер и требуемую скорость вращения пластинки пользователь сам выбирает на панели управления проигрывателя с помощью электронных или механических переключателей.
Полный автомат: в дополнение ко всем функциям автомата, полный автомат, перед тем как подводить тонарм к входной дорожке пластинки, с помощью датчиков проверит факт наличия пластинки, определит её размер и сам установит необходимую скорость вращения пластинки. Обычно данный функционал реализован на базе свето-фото датчиков.
Отмечу, что конструкция автоматики у полуавтоматов, автоматов и полных автоматов может быть реализована полностью на базе механики, иметь смешанный тип или быть полностью построенной на базе электроники.
ДЕЛЕНИЕ ПО ТИПУ ПРИВОДА
Приводы бывают следующих типов: пассиковый, роликовый, прямой, комбинированный (ролик и пассик), червячный. Последние два я не буду рассматривать ввиду их редкости и экзотичности.
Пассиковый привод (Belt drive), реже называемый ремённым, основан на передаче вращения от электромотора на опорный диск с помощью пассика (ремня). Главным достоинством такого типа привода считается сведение к минимуму вибраций, производимых электромотором и передающихся от него через опорный диск и мат на иглу и далее прямиком в тракт. Дополнительными, и очень важным, бонусом такого типа привода являются простота в изготовлении и невысокая себестоимость. В дорогих и очень дорогих моделях проигрывателей электромотор зачастую вообще выносится за границу плинта (стола) проигрывателя.
В подавляющем большинстве случаев пассики изготавливают из резины. Недостатком резиновых пассиков является их склонность к растяжению, деформации и износу. Дорогие модели оснащают вместо пассика не растягивающейся, износостойкой синтетической, а то и металлической нитью. А иногда и несколькими.
Вракетологи маркетологи заверят вас, что для передачи вращения от шкива мотора к опорному диску проигрывателя никоим образом не подходит плебейская резина. Наилучшим образом эту функцию выполнит сушеное сухожилие единорога-девственника, стоимостью каких-то там жалких стопицот долларов.
Примером успеха пассикового привода является линейка пассиковых проигрывателей пластинок компании Micro Seiki, выпускавшаяся под индексом BL. За ними и по сию пору идет охота и последующие сражения на торговых площадках и аукционах.
Роликовым (Idler Drive) называют привод, в котором вращение от электромотора на опорный диск передается с помощью резинового ролика, касающегося одновременно специальной насадки на оси мотора и внутреннего края бортика опорного диска (внутреннее расположение ролика). Встречаются модели с наружным расположением ролика, при котором он касается наружного края бортика опорного диска. Является более сложным и дорогим в производстве, чем пассиковый привод. Тем не менее, снискал себе славу и почет у виниловодов. Роликовые аппараты производства EMT и Garrard являются желанным приобретением для многих филофонистов.
Прямой привод (Direct Drive) – это привод, при котором опорный диск установлен непосредственно на роторе мотора. Обладает способностью практически мгновенно разгонять пластинку до рабочих оборотов. На сегодняшний момент является самым распространенным и массовым типом привода у виниловых проигрывателей.
ДЕЛЕНИЕ ПО ТИПУ ТОНАРМА
Конструктивно тонармы делятся всего на две группы: поворотные (радиальные) и тангенциальные.
Проигрыватель с поворотным тонармом:
Проигрыватель с тангенциальным тонармом:
Поворотные тонармы разделяют на три подгруппы: прямой, S-образный и J-образный. Однозначного лидера нет. У каждой из этих подгрупп есть свои преимущества и недостатки, поклонники и противники. Решающее значение при выборе имеет конкретная модель тонарма. Спор «какой тип поворотного тонарма лучше» велся и будет вестись виниловодами бесконечно, как и выяснение вопроса «что круче: авто с передним или задним приводом». Поворотные тонармы установлены на подавляющем большинстве выпускавшихся проигрывателей пластинок. Это связанно с их относительной простотой, конечно, в сравнении с тангенциальными тонармами. Поворотный тонарм жестко закрепляется на плинте проигрывателя. Поворотный узел позволяет тонарму свободно двигаться на оси крепления. Рабочее плечо тонарма очень плавно передвигается над музыкальной дорожкой на пластинке. На противоположном от рабочего, коротком плече тонарма, располагается противовес, дающий возможность продольно сбалансировать оба плеча тонарма и, изменяя эту балансировку, менять нагрузку на иглу. Главным недостатком поворотных тонармов считается наличие угловой погрешности чтения. Дело в том, что резец записывающего устройства при записи пластинки движется строго по линии радиуса записываемой пластинки. А вот поворотный тонарм, в процессе воспроизведения записи, ведет иглу не по прямой, а по дуге. Таким образом, между направлением колебания иглы внутри канавки и направлением колебания резца при записи пластинки, образуется некий изменяющийся в процессе воспроизведения пластинки, угол.
Тангенциальный тонарм представляет собой конструкцию, при которой тонарм всегда расположен под углом 90 градусов к радиусу пластинки. В результате игла в точности повторяет путь резца, который тот проделал при записи пластинки. Тангенциальный тонарм практически лишен угловой погрешности. Но зато устройство системы его передвижения относительно пластинки весьма сложно и при недостаточно высоком качестве изготовления вносит дополнительные вибрации.